Каталоги детской галереи >>
<< в начало


почта >>
    Пресса о нас

Московская программа общественного развития

Комитет общественных и межрегиональных связей занимается исследованием процесса возникновения и развития общественных связей в нашем городе. Период реформ вызвал большую активность среди представителей общественности, которые в соответствии с федеральным законом об общественных объединениях получили возможность самостоятельной деятельности в решении проблем наиболее важных для общества либо решаемых недостаточно быстро с точки зрения городской общественности. Толчок современной общественной самодеятельности к зарождению первых объединений нового типа был дан противостоянием московской общественности с властью в 1988-1989 годах. Дело доходило порой до очень жесткого противостояния: бушевали митинговые страсти, эмоции захлестывали здравый смысл, дело доходило до потоков оскорблений, а подчас и до явных правонарушений со стороны митингующих. Общественное движение впоследствии стало приобретать цивилизованные формы. Объединились, к примеру, родители, у которых дети - инвалиды. Из этого объединения родителей, которых соединило общее горе, сформировалась сплоченная общественная организация взрослых людей, одержимых мыслью помочь своим детям и таким образом активно участвовать в государственной программе реабилитации детей-инвалидов.

Зачатки самодеятельного общественного движения были заложены общими нуждами, нуждами каждого человека. Это важнейший фактор. Люди объединялись для конкретных дел и тем самым обеспечивалось развитие общественного сектора Москвы, который стал реально действующим. Это инвалидные организации, организации чернобыльцев, "афганцев", ветеранов, женские, детские организации и очень многие другие.

Когда мы анализируем развитие общественного сектора в городе, как раз видно, что там, где явно не хватает воздействия государственных органов, прежде всего появляются общественные организации. И мудрость московского правительства заключалась в том, что оно сумело разглядеть в этих ростках общественного сектора своих помощников и партнеров. Наш Комитет первым начал пропагандировать в Москве мысль о том, что общественность города, жители города - это не противники власти, это люди, которые живут своими потребностями, и именно эти потребности должна обеспечивать власть. Вот это и есть реальное развитие гражданского демократического общества. Не митинговые, так сказать, разговоры о демократии, не пикеты и забастовки, а стремление общества вместе с властью улучшить собственную жизнь и решить имеющиеся проблемы. И в этом плане Правительство Москвы продвинулось гораздо дальше, чем властные структуры других регионов нашей страны. Уже в 1996 году Правительство Москвы приняло первое постановление, в котором предписывалось органам власти взаимодействовать с общественностью, а из бюджета выделялись средства на оказание помощи общественным организациям для того, чтобы они вместе с властью реализовывали общегородские дела. Так сформировался костяк общественных объединений, которые стали заниматься реальными делами, нужными для москвичей. И мы стали их поддерживать, стали "подтягивать к общегородским программам, а они, со своей стороны, предлагали нам конкретные методы воздействия на ту или иную проблему.

Общество диабетиков, например, стало создавать свои центры, организовало посещение семей, которые нуждаются в поддержке. И в Москве стали развиваться организации, действующие под девизом "Помоги себе сам". Женские организации стали заниматься вопросами профессиональной переподготовки, чтобы их подопечным можно было устроиться на работу и получить нормальные средства для собственного существования, а не ходить постоянно на биржу за пособием для безработных. Нынешнее женское движение состоит из тех общественных организаций, которые реально занимаются проблемами женщин: психологической адаптацией тех, кто попал в отряд безработных, профессиональной переподготовкой и трудоустройством, созданием новых рабочих для женщин, подготовкой женщин-лидеров, которые, кстати, успешно работают. Достаточно сказать, что Ю.М. Лужков специально отметил: при анализе экономической ситуации выявилось, что в большинстве своем предприятия местной промышленности, которыми руководили женщины, выжили несмотря на тяжелейшее финансовое положение, не обанкротились и продолжают работать. Более того, многие женщины-лидеры вообще, как говорится, набрали обороты и сегодня руководят районными управами, работают в структурах городского правительства в качестве руководителей департаментов и комитетов. А это уже реальная действующая в городе сила. Ряд организаций вышел на позиции, не просто близкие, а одинаковые с Правительством Москвы в отношении безработицы, в отношении работы с трудными подростками, в отношении работы с творческими, талантливыми детьми и т.д.

Мы эти организации стали привлекать к участию в реализации общегородских программ. Программа "Мой двор, мой подъезд" - это наиболее яркое отражение того, о чем я рассказываю. Каждому из нас хочется, чтобы наш дом - наш тыл, наша малая родина, где растут наши дети и отдыхают люди старшего поколения - выглядел нормально, не был заплеван, загажен, разрушен вандалами. Первое, что сделал наш Мэр, когда "запускали" эту программу, - попросил наш Комитет собрать общественность и сказал: какие бы деньги в эту программу ни вложили городские власти, если общественность не откликнется, не будет рядом с властью активнейшим образом участвовать в реализации программы, - программа эта не пойдет. Вы должны дорожить всем этим и вместе с нами это делать. Тогда вам и вашим детям трудно будет разрушать созданное.

То есть без общественности сегодня невозможно решить ни один вопрос. И если будет противодействие власти и общественности, никакая созидательная деятельность в городе невозможна. Это понимают власти. И это понимает общественность. Поэтому те целевые программы, которые разрабатываются властью, все взаимосвязаны с потребностями московского общества. Таким образом мы пришли к тому, чтобы разработать концепцию Московской программы общественного развития, которая включает в себя развитие нашего взаимодействия. За прошедшее время мы не только эту концепцию разработали, но и вместе с депутатами Московской городской Думы приняли закон о взаимодействии органов власти с общественными организациями. Таким образом, Московская программа общественного развития стала одной из основных и неотъемлемых частей общей программы социально-экономического развития города, причем каждый раздел этой программы не просто детально разрабатывается, но и находится на жесточайшем контроле у городского правительства. И отчетность по каждому разделу программы идет строжайшая - ежеквартальная и ежегодная. Программа живет и реализуется. Подтверждает это и только что проведенный конкурс общественно значимых проектов общественных организаций, в котором приняло участие более 200 объединений. В сравнении с прошлым годом проекты, направленные на конкурс, стали гораздо более реалистичными, более практическими, более целенаправленными. В конкурсную комиссию, наряду с лидерами общественных объединений, входили представители префектур и районных управ, департаментов и комитетов Правительства Москвы. И все члены комиссии признали, что конкурс отличался от предыдущего более интересными предложениями со стороны общественности.

Более того, каждый рубль, вложенный из бюджета, помогает той или иной организации найти дополнительные спонсорские средства, привлечь волонтеров для реализации социально значимых программ. А статус программы, поддерживаемой городским правительством, дает возможность привлечь на каждый наш вложенный рубль минимум 3, 7, а то и 10 рублей спонсорских средств. Иными словами, мы фактически привлекаем дополнительные средства и дополнительный потенциал (интеллектуальный, физический, общественный) к реализации общегородских программ. И делаем это не "сверху", а поддерживая инициативу самих общественных организаций. Это опять же новый шаг к развитию московского гражданского демократического общества.

Разумеется, крайне важен вопрос о целевом и эффективном использовании выделенных бюджетных средств. В концепции Московской программы общественного развития целый раздел посвящен вопросам контроля за выполнением городского закона о взаимодействии государственных структур и общественных организаций. Для этого мы активнейшим образом привлекаем районные власти. Благодаря этому, кстати, территориальные органы лучше знают, что делают их общественные организации и насколько это полезно обществу. В этом плане в Москве есть наиболее продвинутый Северо-Западный административный округ, районная управа "Щукино", "Сокол" и др. Мы пришли к тому, чтобы территория знала и могла контролировать ситуацию, связанную не только с расходованием бюджетных средств, но и с тематическими направлениями деятельности той или иной организации, с тем, чтобы более полно удовлетворять население по месту жительства.

Взаимодействие на конкурсной основе осуществляется с 1996 года. Приоритет - проектам и программам, содержащим не единоразовые мероприятия, а логически законченные циклы с весомым социальным результатом. Поэтому, разрабатывая Московскую программу общественного развития, мы стремились создать наилучшие условия для осуществления инициативы общественности. В этом плане большое значение имеет создание городской инфраструктуры общественных организаций.

Центр социального партнерства - это был первый шаг Правительства Москвы вместе с Программой Развития ООН к созданию городской инфраструктуры для общественных организаций. В Центре представители общественных объединений смогли получить необходимую организационно-методическую помощь в осуществлении своей деятельности, научиться взаимодействовать с властью.

Общественная организация сегодня, чтобы решать какие-то проблемы, должна содержать свой офис, платить за аренду помещений и коммунальные услуги. Это весьма накладно. Мы создали Московский Дом общественных организаций - государственное учреждение, где общественные организации проводят свои конференции, свои "круглые столы", обмениваются опытом работы, проводят учебу и массовые мероприятия. Они ничего за это не платят, и это для них большое подспорье. Создан и работает Дом национальностей - инфраструктура для наших национальных диаспор, национальных культурных центров, национальных автономий и т.д. В Москве проживают люди 122 национальностей, они поддерживают свою этническую культуру, пропагандируют ее, а с другой стороны, вбирают культуру людей других национальностей, населяющих наш город. Это очень важная задача, чтобы национальный мир, национальное согласие были всегда определяющей позицией в существовании столицы.

Сейчас в соответствии с Московской программой общественного развития Комитет общественных и межрегиональных связей работает над созданием Дома детских общественных организаций, потому что таких организаций в городе уже много и они тоже нуждаются в поддержке. Кстати, на ежегодный конкурс многие общественные объединения прислали проекты и программы, связанные именно с воспитанием детей, с их всесторонним развитием. Мы настойчиво ищем новые формы и методы привлечения общественности к решению городских проблем. Их может быть множество, они очень разные. И один из действенных механизмов - создание совместных органов управления: общественно-государственные советы, комитеты, "круглые столы", постоянно действующие совещания. Это по сути одна из форм участия общественности в управлении городом, при которой, как это сделано, к примеру, в координационном совете по делам ветеранов, имеется две равновеликих по своему статусу и полномочиям палаты - для представителей государственных органов и для представителей общественных объединений. Точно так же сейчас мы работаем над созданием координационного совета по улучшению положения женщин.

Подобные координационные советы или комиссии, куда наряду с представителями властных структур входят руководители общественных организаций, предлагают правительству решение тех или иных проблем, дают экспертную оценку проектов решений. Целый ряд таких общественно-государственных структур может иметь временный характер для решения какой-то проблемы: рабочая группа, организационный комитет и др. Или это может быть постоянно действующий "круглый стол", постоянно действующее собрание или семинар. Пока еще в городе не сформировался какой-то единый общественный совет. Но при префектурах и в районных управах такие общественные советы уже существуют. Вокруг руководства районной управы консолидируются общественные организации, которые активно работают на данной территории - женские, детские, ветеранские, чернобыльские, экологические и др. Все вместе они рассматривают, какие приоритетные задачи есть на территории, как лучше использовать финансовые ресурсы и т.п. Подобная практика зародилась именно в территориальных структурах, где лучше всего известно о том, как работает та или иная организация, насколько она известна жителям своими конкретными делами. В концепции четко прописаны перспективные направления взаимодействия: во-первых, дать человеку знания и способность взаимодействия, привить желание к взаимодействию; во-вторых, научить его взаимодействию со структурами управления городом. В этой связи очень большое значение в плане работы с общественностью имеют такие формы, как "горячая линия", которые стали традиционными при комитетах комплекса социальной сферы. Наш Комитет имеет свои общественные приемные в Московском Доме ветеранов и Московском Доме общественных организаций, куда обращаются жители города по самым разным проблемным вопросам.

Ветеранские организации самые многочисленные в городе, причем это не только ветераны Великой Отечественной войны, это и ветераны Афганистана, ветераны различных событий послевоенного периода: Вьетнама, Анголы, Египта, Карибского кризиса и т.д. Сегодня все участники этих событий - пожилые люди, и они нуждаются в поддержке. Кстати, ветеранское движение Москвы - это разветвленная сеть {от первичных организаций до общегородских) очень организованная и эффективно работающая в городе. Общественная организация - это не просто форма самозанятости. В общественных организациях люди занимаются не из-под палки, а чтобы решить волнующие их проблемы. Очень многие члены общественных организаций - специалисты с хорошей профессиональной подготовкой, и они занимаются любимым делом - тем, к чему они больше в жизни предрасположены, в чем они имеют больший творческий потенциал. И при этом они зарабатывают, имеют рабочее место, причем любимое рабочее место.

Именно наш Комитет по поручению Правительства Москвы является ответственным координатором деятельности самого первого демократического образования, которое есть в столице, - это Московская трехсторонняя комиссия, где определена общая ответственность Правительства Москвы, Московской федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей. Между ними ежегодно заключается Московское трехстороннее соглашение, которое определяет жизнь в городе по всем аспектам: и по поддержке промышленности, и по развитию социальной сферы, и по быту, отдыху, и по всем остальным вопросам, связанным с жизнедеятельностью такого большого города, как Москва. Трехсторонняя комиссия является одним из демократических органов управления городом, потому что ее решения являются обязательными для всех трех сторон, которые подписывают каждый год соглашение на будущий период и неукоснительно его выполняют. Может быть, поэтому в Москве нет больших социальных волнений, практически никто не стоит в пикетах, не участвует в митингах или забастовках, чтобы решать таким образом свои проблемы. Создан механизм решения трудовых споров, механизм разрешения различных разногласий, механизм нахождения компромиссов между работодателем и работающим. Работников представляют профсоюзы, работодателей - Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, а в центре находится Правительство Москвы. И Московская трехсторонняя комиссия работает, чтобы развивался город, удовлетворялись потребности москвичей, и особенно - работающего населения, которое составляет почти 6 млн. Деятельность Московской трехсторонней комиссии - это один из феноменов, но в то же время и один из определяющих факторов развития.

Динамика развития общественного сектора столицы достаточно энергична. Сначала было 3 тыс., затем 6 тыс., теперь уже около 12 тыс. организаций. В позапрошлом году была осуществлена государственная перерегистрация общественных объединений. К сожалению, не все успели перерегистрироваться: 4 тыс. общественных организаций работает ныне без статуса юридического лица. Но они продолжают работать, потому что у них уже есть имя, у них есть свой контингент участников, они научились жить, разрабатывая и реализовывая социально значимые программы.

В нашей программе целый раздел посвящен подготовке кадров. Это и тематические семинары, и специальные семинары для специалистов районных управ, которые взаимодействуют с общественностью. Кстати сказать, всем префектурам решением Правительства Москвы предписано иметь специалистов по взаимодействию с общественностью. Это тоже очень правильно, потому что на территории должны быть представители власти, которые непосредственно курируют деятельность общественных организаций, помогают им в этой деятельности, взаимодействуют с ними и привлекают все новые и новые организации для выполнения актуальных задач территорий. В Северо-Западном округе, к примеру, есть общественная организация, которая, не привлекая средств из бюджета, обслуживает на дому двести человек, которые требуют каждодневного стороннего ухода. То есть общественные организации, наряду со структурными подразделениями Правительства Москвы (в данном случае - с Комитетом социальной защиты) реально участвуют в реализации социально значимых для города программ. И делают это не хуже, чем государственные структуры, потому что они инициативны, потому что обходятся меньшими средствами, привлекая в инициативном порядке труд добровольцев.

Самая большая победа и самый большой успех реализации Московской программы общественного развития заключается в том, что был преодолен тот психологический барьер, который разделял власть и общество, который не давал возможность чиновнику из власти прислушиваться к мнению общественных организаций, взаимодействовать с ними. Мы сняли все формальные ограничители и запреты. Ветеранские, инвалидные и другие организации имеют ряд льгот по оплате аренды занимаемых ими помещений. Это прямая помощь общественным организациям. Но кроме этого есть и финансовая поддержка со стороны властей на местах. И в этом смысле создание городского благотворительного совета - это одно из направлений развития гражданского общества в нашем городе. Благотворительный совет - это орган, куда входят депутаты и представители исполнительной власти и где решаются вопросы о поддержке той или иной программы общественной организации, в том числе и решения об освобождении от налогов в городской бюджет тех предприятий и организаций, которые участвуют в реализации благотворительных программ. И в этом плане Москва очень продвинута в сравнении с другими регионами. Мы учимся этому и учим других. Недавно, к примеру, приезжали французы, были и американцы. И они констатировали, что мы во многом работаем с общественными организациями, как и западные демократии. Система "власть - гражданское общество" - развивающаяся система управления. У нас пока слабым звеном реализации программы (правда, у нас все-таки до 2005 года время еще есть) являются аналитическая деятельность и научное прогнозирование, связанное с развитием общественного сектора. Нам еще предстоит создать и методический кабинет, и соответствующую научную лабораторию в Доме общественных организаций. Подобные структуры будут и в Доме национальностей, и в Доме женщин, и в Доме детских общественных организаций. Что касается создания специальных учебных заведений, то в этом нет необходимости, потому что сейчас в учебных заведениях Москвы есть соответствующие факультеты и кафедры, где готовят специалистов по взаимодействию с общественностью. Следующий этап программы - это создание центров взаимодействия с общественностью в префектурах и в районных управах для консолидации общественности в решении общих проблем территорий.

Мы сегодня не просто переживаем исторический период, а мы его творим, реально осуществляем взаимодействие общества и власти. Когда это было? У нас всегда верхушка власти была далека от общества, подчас противостояла общественным инициативам. Сегодня же силы притяжения гораздо сильнее. Мы - и власть, и общество - работаем и творим совместно.

Журнал "Известия" 2000 г.

О ФОНДЕ
НАГРАДЫ
ВЫСТАВКИ
ГАЛЕРЕЯ
НАШИ
ХУДОЖНИКИ
АФИША
НОВОСТИ
КУЛЬТУРЫ
ГОСТЕВАЯ
КНИГА
ПРЕССА О НАС
ЗАКОНЫ
СПОНСОРЫ
    НАШ АДРЕС
       ПАРТНЕРЫ

(495) 607-73-50
(495) 607-72-61
(495) 258-00-38





При поддержке:


Правительство Москвы


Департамент соц. защиты


Комитет общественных связей


Управа Якиманки


Управа Мещанского Района


Регистрация предприятий. Оффшоры. Ликвидация предприятий. Аккредитация и регистрация филиалов компаний, другие юридические услуги.