Каталоги детской галереи >>
<< в начало


почта >>

     Новости



28/07/2010 16:26 | Дежавю на "Винзаводе". Молодые художники очертили пределы и раздали пощечины.

Выставкой "Черты / Очертания пределов" завершилась программа биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?"

Нынешний молодежный фестиваль запомнился обилием событий и массовым участием авторов из разных концов планеты. Иногда казалось, что у художников появляется численное преимущество над зрителями. Закон диалектики гласит, что количество непременно переходит в качество, но каково именно это качество, считать ли его позитивным фактором, гегельянство не расшифровывает. В любом случае единовременное появление на арт-сцене большого числа незнакомых и почти не идентифицируемых фигурантов требует от наблюдателя определенных душевных усилий. Хочется не пропустить в толпе действительно талантливых людей и неординарные явления - вот и пытаешься во все вникнуть, запомнить имена, разглядеть проблески индивидуальности... Честно говоря, в отсутствие селекции со стороны устроителей труд этот оказывается не слишком благодарным.

Вот и в случае с представленным на "Винзаводе" проектом из Екатеринбурга, насчитывающим 25 участников (совсем немного по меркам биеннале), разочарование в той или иной мере гарантировано. И дело тут не столько в неудачной "кадровой политике" - в конце концов, трудно судить из Москвы об особенностях региональных процессов, - сколько в формате выставки. Когда основополагающими жанрами объявляются инсталляция и перформанс, зрелище обычно получается неровным и неряшливым. Элементы шоу или не рифмуются между собой или, напротив, сливаются в конгломерат без ярких особенностей. И особенно ощутимой становится претенциозность, которая для перформанса, к примеру, является буквально базовой категорией. В качестве пикантной приправы к выставке это бывает приемлемо, но, превращаясь в "основное блюдо", перформанс способен раздражать не на шутку.

Предложенные юными екатеринбуржцами интерактивные забавы не впечатлили ни замыслом, ни исполнением. Устойчивое ощущение дежавю не покидает зрителя (по крайней мере, того, кто в принципе следит за современным искусством) ни на минуту. Будь то перформанс с раздачей пощечин всякому, кто посягнет на маркированное "личное пространство" автора, или зарисовывание на прозрачном экране хаотического перемещения публики, или же "бомбы-неваляшки", издающие мелодичный звук при покачивании, - все это внутренне вторично, даже если не является прямой цитатой из некоего первоисточника. А когда сталкиваешься с проявлениями оригинальности (помянуть хотя бы инсталляцию группы "Куда бегут собаки", где путем нанотехнологического воздействия на магнитную жидкость формируется изобразительный символ в форме человеческого глаза), то незамедлительно возникает вопрос: что бы сия оригинальность могла означать? Не то чтобы было совсем уж непонятно, но все-таки: ради какого эстетического эффекта данный аттракцион изготовлялся? Или "прикольно" стало синонимом слову "значимо"?

Представляется, что проект "Черты /Очертания пределов" в миниатюре повторяет главный порок всей биеннале в целом - отсутствие организаторского желания выудить в потоке что-то действительно ценное. Получается, что заданный формат важнее содержания, а массовость - наиболее существенный из критериев. Дело поправимое, конечно, была бы склонность. До следующего фестиваля еще два года, есть время поразмыслить.

НАШ НОВЫЙ САЙТ
О ФОНДЕ
НАГРАДЫ
ВЫСТАВКИ
ГАЛЕРЕЯ
НАШИ
ХУДОЖНИКИ
АФИША
НОВОСТИ
КУЛЬТУРЫ
ГОСТЕВАЯ
КНИГА
ПРЕССА О НАС
ЗАКОНЫ
СПОНСОРЫ
    НАШ АДРЕС
       ПАРТНЕРЫ

(495) 607-73-50
(495) 607-72-61
(495) 258-00-38





При поддержке:


Правительство Москвы


Департамент соц. защиты


Комитет общественных связей


Управа Якиманки


Управа Мещанского Района


Регистрация предприятий. Оффшоры. Ликвидация предприятий. Аккредитация и регистрация филиалов компаний, другие юридические услуги.